Ретро-мелодрама В то время как в моду у нас в кино начинает входить весьма искусственный жанр «новорусской мелодрамы», чаще всего оформленной по лакировочным принципам кинематографического «евроремонта», Станислав Говорухин, отвлёкшись от своей депутатской деятельности, создал картину, которую стоило бы определить термином «новая советская мелодрама». То есть вся сюжетная конструкция и взаимоотношения героев на фоне исторических событий в стране на протяжении нескольких десятилетий взяты как будто напрокат из массы кинолент, в обилии снимавшихся в СССР в 50—80-е годы. Одним из таких наиболее популярных, до сих пор обожаемых всеми телеканалами образцов социально-исторической и вдобавок героической мелодрамы является фильм «Офицеры», с которым, несомненно, перекликается «Часть первая» постсоветского творения «Благословите женщину». Муж-офицер, истово преданный делу, которое поручила ему партия, всегда готов буквально в один момент собраться и отправиться по приказу в очередной отдалённый гарнизон нашей громадной страны. А молодая жена вынуждена ему беспрекословно подчиняться и даже не может родить собственного ребёнка или же воспитать сына от прежнего брака своего скупого на эмоции супруга. И всем напастям века суждено обрушиться на эту семью, которая должна вытерпеть и преодолеть испытания судьбы, являющейся общей с долей народной. Разница заключается лишь в том, что взамен былого идеологического пафоса верного служения социалистическому отечеству подкладывается дополнительный мотив антитоталитарной критики — и знаменательно, что сам режиссёр не без убедительности играет честного и совестливого комдива, который предпочитает застрелиться, нежели попасть в сталинские застенки. А начинающему выражать глухое недовольство Александру Ларичеву (так зовут главного героя) всё же удаётся выжить, пройти две войны — финскую и Великую Отечественную, не загреметь надолго в лагеря, но быть списанным раньше срока из армии, что не может не доконать этого служивого человека. Так что пришлось его жене с говорящим именем Вера (к тому же 1917 года рождения!) целиком посвятить себя заботе о других людях — близких и посторонних, пока она не встретила во второй половине своей жизни ещё одного офицера, точнее — крупного инженера-судостроителя, выполняющего некую секретную работу. Это составляет содержание «Части второй», действие которой разворачивается в середине 50-х годов и настолько сильно похоже на советские картины той поры (что-нибудь типа «Неоконченной повести» о духовно возвышенном романе кораблестроителя и женщины-врача), что возникает стойкое ощущение дежа вю. Вот и персонажи разговаривают точно так же, как это делали на экране почти за пятьдесят лет до того. И даже бенефисно выписанная роль известной актрисы Куниной, подружившейся с Верой и её матерью, блистательно исполнена Инной Чуриковой с безусловным намёком на героинь Фаины Раневской и Серафимы Бирман из фильмов 50-х годов — допустим, «Девушка с гитарой» и «Безумный день». Плохо отнюдь не это равнение на «старое советское кино», что действительно можно было бы обыграть, вслед за Чуриковой, с трогательной симпатией и одновременно не без остроумия. Но в большей своей части лента Станислава Говорухина грешит удивительной для этого режиссёра кондовостью и топорностью в художественном воплощении благородного замысла воспеть российских женщин и посвятить произведение «нашим мамам и бабушкам». Это не просто «кинематограф для пенсионеров», реализованный на пенсионерский манер (видимо, и возраст, приближающийся к семидесяти, обязывал!). «Новая советская мелодрама» странным образом сочетает слепое копирование давно отжившего с якобы свежими веяниями современности. И как раз верхом данной безвкусицы оказались рекламные материалы картины с проникновенным названием «Благословите женщину». На буклете и уличных щитах красовалась обнажённая девушка, выходящая из моря, что сгодилось бы именно для откровенной «новорусской мелодрамы», а в случае с практически целомудренным фильмом о трудной женской судьбе выглядит всё-таки оскорбительно, особенно в глазах того поколения, которому это в большей степени предназначено. Молодёжь же вряд ли станет смотреть подобное.